aif.ru counter
Дмитрий Борисов 0 185

Тульский штурман Елена Бобкова: «После полёта становишься другим человеком»

Тульские спортсмены приняли участие во Всероссийском Чемпионате сверхлёгкой авиации в Новгородской области. Штурман Елена Бобкова рассказала корреспонденту «АиФ в Туле» о кураже, спонсорстве и ностальгии по тульскому аэроклубу

Елена БОБКОВА / Из личного архива

«Федерация спорта сверхлёгкой авиации Тульской области» появилась только в прошлом году, однако уже сейчас в числе её участников – более двадцати человек, среди которых с десяток – действующих пилотов. О перспективах развития этого вида спорта в нашем регионе, а также о природе и погоде мы поговорили с Еленой Бобковой, членом правления сразу двух федераций – вышеназванной и «Федерации парашютного спорта Тульской области».

В небо – за мужем!

- Елена, сверхлёгкая авиация – это какая?

- Это суда, весом не более 495 кг. Дельтапланы, дельталёты и парапланы. Пятьсот килограмм – это уже просто лёгкая авиация.

- Это вообще женское дело – управлять дельталётами?

- В общем – нет. Мой муж Иван Ильин говорит, что пилот в семье должен быть только один. Женщин-пилотов, действительно,– единицы. Но я и не рвусь особенно управлять техникой – мне хватает и административной работы, которой я загружена в двух федерациях. Собственно, это муж меня и «подсадил» на всё это. До него я жила самой обычной жизнью, работала менеджером, о небе, как многие говорят, с детства не мечтала.

- И как «подсаживал»?

- Меня замотивировали две вещи. Первое – это желание всегда быть рядом с мужем, заниматься общим делом. Именно это изначально и стало причиной того, что я решила тоже попробовать. Ну, а когда я поняла, насколько это здорово, тут уже появился азарт и драйв, который человеку, не испытавшему это на себе, даже не понять.

Елена с мужем-пилотом. Фото: Из личного архива / Елены БОБКОВОЙ

Досье
Елена Сергеевна Бобкова, родилась 1 мая в 1974 года. Окончила тульский технико-экономический колледж им.А.Г.Рогова. Член правления «Федерации парашютного спорта Тульской области», «Федерации спорта сверхлёгкой авиации Тульской области». Штурман. Летает вместе с мужем пилотом Иваном Ильиным в качестве штурмана. Свой первый полёт совершила в 2010-м году, в деревне Пахомово Заокского района Тульской области. Несколько раз прыгала с парашютом.

- Детей своих тоже будете учить летать?

-Детей у нас пока нет. Ну, а когда они появятся – посмотрим. Если они захотят пойти по нашему пути – это их право. Не захотят – тоже их выбор. Невозможно же заставить что-то полюбить по указке.

- Недавно вся страна отмечала День семьи, любви и верности. А вы?

- Мы с мужем были на соревнованиях в Великом Новгороде. Для нас, на самом деле, лучший вариант проведения праздника, именно такой – на соревнованиях. И День семьи, любви и верности, кстати, нам многим ближе, чем День святого Валентина. Его в нашей семье как-то принято игнорировать.

Как в космос

- Чем занимаются пилоты в обыденной жизни?

- Это люди самых разных профессий. Есть преподаватель карате, водитель, сотрудник КБП. Для большинства из них дельталёты – это всё-таки хобби. И это несмотря на то, что многие из них – действующие пилоты с соответствующими «корочками». Однако ситуация складывается именно так. Приходят к нам по банальной причине. Обыденность и повседневная рутина затягивает, делает человека косным и скучным. Многие это довольно болезненно переносят и ищут выход. Таким глотком воздуха – в прямом и переносном смысле – и становится сверхлёгкая авиация. Поднявшись в небо, все стрессы и накопившийся негатив оставляешь на земле. А спускаешься совсем другим человеком и проблемы видишь и воспринимаешь по-другому.

- Но ведь не каждый человек может летать…

- Разумеется, у кого здоровье не очень – лучше и не думать о том, чтобы становиться пилотом. Но всегда можно полетать и в качестве пассажира. А годен ты или нет для самостоятельных полётов, определяет врачебно-экспертная лётная комиссия. При этом она не просто обширна, она тотальна и всеобъемлюща. Проходить её нужно в Москве. Мы с мужем потратили на это целых три дня – и это ещё считается достаточно быстро. Жили в пансионате рядом с больницей. Проверяют врачи абсолютно всё и тщательнейшим образом. Смотрят даже зубы и ногти на ногах. Практически как в космос готовят.

Поднявшись в небо, все стрессы и накопившийся негатив оставляешь на земле. А спускаешься совсем другим человеком и проблемы видишь и воспринимаешь по-другому. Фото: Из личного архива / Елены БОБКОВОЙ

Надо возродить аэроклуб

- Расскажите о Чемпионате сверхлёгкой авиации.

- В Великий Новгород съехались наши коллеги со всей России. Здесь представлены не только дельталёты, но и паралёты (моторные сверхлёгкие летательные аппараты с крылом парашютной конструкции), микросамолёты (моторные сверхлёгкие летательные аппараты с крылом, создающим подъёмную силу, а также аэродинамическим управлением) и мотопарапланы (моторные парапланы с силовой установкой, обеспечивающей запуск и поддержание всей конструкции в воздухе). Очень много участников, у всех подъём и воодушевление – это захватывающе и зрелищно.

- Что представляют собой эти соревнования?

- Выполнение различных заданий. Например, нужно пройти по заданному маршруту, пролететь над определёнными точками, сфотографировать их, чтобы доказать «чистоту» прохождения. Или полёт по маршруту с минимальным количеством топлива. Правильно рассчитать и заявить время и скорость прохождения маршрута. Масса заданий, на самом деле.

- Много приехало туляков?

- Двое – я и мой муж, пилот Иван Ильин. Погода сейчас такая, что позволяет выполнять лишь по два упражнения в день. Мы летаем и в сильный ветер, и при сильной турбулентности.

- Что мешает Туле проводить такие Чемпионаты? Наши ландшафты и территории, как мне рассказывали, вполне подходят для такого рода действ.

- У нас уже давно развиваются и получают хорошее финансирование полёты на воздушных шарах. Я считаю, что спорт сверхлёгкой авиации – тоже в этом отношении очень перспективное направление. Заинтересованных в этом деле людей много и, если бы у нас проводились состязания, подобные новгородским, это привлекло бы значительное внимание и к областному центру в частности, и к региону вообще.

- Что для этого нужно?

- Чтобы туляки могли летать в своём небе, нужны действующий аэродром, специальные постройки – ангары, учебные классы и т.п. Летать есть где и есть кому – мы вот, например, летаем. Но для того, чтобы это было по-настоящему массово, помощь нам, конечно же, не помешала бы. У нас же раньше был действующий и очень мощный аэроклуб – его выпускниками, между прочим, являются 27 Героев Советского Союза. В начале 2000-х годов вся его работа сошла на нет. Очень многие тульские пилоты были вынуждены отправиться работать в другие регионы. А надежда, что аэроклуб всё-таки когда-нибудь возродится, теплится у многих.

27 Героев СССР – воспитанники тульского аэроклуба. Фото: Из личного архива / Елены БОБКОВОЙ

«Сверхлёгкое» - не «ерунда»

- Любой полёт требует специального разрешения?

- Не совсем. Разрешение запрашивают как раз, например, те, кто летают на воздушных шарах. Это потому, что шар летит, балансируя между различными потоками воздуха – лишь поднимаясь вверх и вниз. Это воздушное средство условно управляемое. Всё зависит от того, куда ветер подует. Газовая горелка заполняет пространство шара горячим воздухом – осуществляется подъём. Воздух остывает – шар опускается. Потоки на высоте имеют разное направление – таким образом шар и перемещается вперед-назад. Соответственно, его может вынести и из воздушного пространства класса «G» - но это для шара не критично, если пилоту дано разрешение на полёт.

- Что это за пространство такое и что за класс?

- «G» - это свободная зона полётов. Территория, где нет жилых построек, заводов, тюрем, военных частей и т.п. Сверхлёгкая авиация, в отличие от тех же воздушных шаров, может перемещаться только в этой зоне. Поэтому мы не запрашиваем разрешение, а лишь уведомляем о полёте зональный центр. Это делается по Интернету через специальный сайт. При этом вся ответственность при выполнении полётов возлагается на командира воздушного судна – на пилота.

- То есть с крыши панельной многоэтажки вы эффектно взлететь не сможете?

- Если только на это будет получено специальное разрешение. А если говорить технически – то, в принципе… Смотря какой дом и какая крыша. Если есть относительно протяжённая ровная поверхность, чтобы дельталёт мог как следует разогнаться, можно и взлететь. Так же - как и с проспекта Ленина, например. Однако, повторюсь, по правилам, если мы в небе, населённый пункт должен находиться от нас на расстоянии 2 км, не меньше. Вообще безопасность полётов – это один из главных пунктов, на который стоит обратить внимание. Да, конструкция дельталёта оборудована дополнительной степенью защиты – и если при каких-либо обстоятельствах слетит парусина с крыла или откажут двигатели, то сработает система, которая выбросит парашют и плавно посадит на землю всю конструкцию. Однако управлять этой техникой нужно именно что уметь, а для этого – необходимо учиться. Слово «сверхлёгкое» не должно настраивать на легкомысленный лад, это не синоним «плёвого дела». О чём мы, собственно, всегда и говорим – всем и каждому.

Смотрите также:

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Когда начинается Рождественский пост?
  2. Какая погода будет в Тульской области с 12 по 18 ноября?
  3. Как законно переоборудовать автомобиль?
  4. Что делать, если стоимость товара на ценнике не соответствует на кассе?
  5. Получают ли тульские чиновники материальную помощь?
  6. Куда звонить в Туле и области, если отключили электричество?
  7. Как защитить себя от нападения собак?
Самое интересное в регионах