aif.ru counter
Ольга Ланина 48

Чем страшна заграница? Региональные переработчики получат помощь на экспорт

​Как найти покупателя за рубежом? На какие меры поддержки могут рассчитывать переработчики и представители аграрного сектора? Об этом говорили за круглым столом, организованным региональным минсельхозом, в Центре поддержки предпринимательства.

Реалии российской экономики таковы, что жизненно важно экспортировать в другие страны не только и не столько углеводородное сырьё. Одним из драйверов несырьевого неэнергетического экспорта (ННЭ) стал агропромышленный комплекс. 

Спать не позволят

По данным из открытых источников, продажи зерна за рубеж в последние годы превысили поставки изделий оборонного комплекса. Национальный проект «Международная кооперация и экспорт» подталкивает сельское хозяйство регионов оглянуться по сторонам и найти возможность экспортировать, кроме зерна, продукты глубокой переработки. Как говорит министр сельского хозяйства Тульской области Дмитрий Миляев, пока наш регион в этом смысле в тренде. Задача - не снижать темпов. 

«По итогам прошлого года экспорт региональной продукции АПК составил 141 млн долларов США, или 117% к уровню 2017 года. Наше преимущество в том, что тульские аграрии и переработчики реализуют готовую продукцию, - заявил министр. - К 2024 году экспорт в АПК должен достигнуть 323 млн долларов США, то есть за 5 лет - увеличиться почти в 2,5 раза».

Речь идёт и о компаниях, реализующих в регионе инвестиционные проекты. В том числе говорим о строительстве завода по выпуску растительных масел, о промышленных овцеводческих фермах. Есть также проект по созданию оленеводческого комплекса закрытого цикла. А это всё продукты, интересующие покупателей на внешних рынках.

Ликбез для экспортёра

На федеральном уровне широкий спектр финансовых и иных мер поддержки несырьевому бизнесу оказывает «Российский экспортный центр» (РЭЦ). За Тульскую область в этой структуре отвечает старший менеджер по работе с клиентами Екатерина Полищук. По её словам, сейчас проблема экспорта у предприятий заключается в том, что у многих нет понимания, куда идти. Сложны и дороги вопросы сертификации, жёсткие условия оплаты, сложности с получением кредитов, и они тоже достаточно дороги, непонятная логистика, долгий и непростой процесс возмещения НДС, штраф со стороны ввозного контроля, если выручка не пришла в срок. И это далеко не полный перечень проблем.

«Мы поможем определить рынки, на которых на ваш продукт есть спрос, понять требования, предъявляемые той или иной страной к вашему товару, и подскажем, как их выполнить. Объясним, как заключить внешнеторговый контракт и вывезти продукцию за границу, как рациональнее выстроить логистику доставки и как получить гарантированную оплату за товар», - объясняет Полищук.

Для поиска потенциальных партнёров за рубежом на сайте РЭЦ выложена информация о зарубежных компаниях в разделе «Аналитика». Достаточно зарегистрироваться в личном кабинете и просмотреть её. РЭЦ может и самостоятельно найти для вас покупателя за границей. Обе услуги - бесплатны. Как агент Правительства РФ, федеральный центр может компенсировать бизнесу организационные расходы на участие в различных мероприятиях: малому и среднему - до 80%, крупному - до 50%. Список мероприятий вывешен на их сайте. Есть программа по продвижению российских брендов за рубежом.

Наиболее сложная и затратная часть - получение международной аттестации российской продукции. В прошлом году у центра была возможность возместить затраты на аттестацию и патентование за рубежом. В этом, по словам Полищук, она отменена. Хотя в региональных центрах заложено субсидирование на авансирование затрат.

Есть пункты, по которым не нужно обращаться к федералам. Могут помочь и на региональном уровне. Для этого нужно просто связаться с тульским Центром поддержки предпринимательства, где в скором будущем расположится и Центр поддержки экспорта Тульской области. Здесь собираются обучать потенциальных экспортёров и приглашают на бесплатные занятия. Себя показать и на других посмотреть начинающим можно на выставках. В этом году малый и средний бизнес нашего региона приглашают в Китай, Арабские Эмираты, Германию, Азербайджан и Беларусь.

Обойти «мины»

В нашем регионе есть компании, раньше других сумевшие преодолеть финансовые сложности, административные барьеры и прочие «подводные камни» и выйти на просторы мирового рынка. Например, предприятие «Краснобор» поставляет замороженное мясо индейки и готовую продукцию во Вьетнам и уже планирует «десантироваться» в Японии. «Узловский молочный комбинат» экспортирует молочные продукты в Монголию, «Кубань-масло» направляет товары в Европу. Специалисты от первых двух компаний поделились своим опытом. Что наиболее проблемно? Сертификация товара по стандартам страны-покупателя.

«Не все лабораторные исследования продуктов, которые делают иностранные компании, можно провести и у нас. Получается, что в своей стране наш товар удовлетворяет ветеринарно-санитарным требованиям для экспорта, а в чужой - возникают препоны», - заметил начальник химической лаборатории «Узловского молочного комбината» Игорь Кожевник.

Есть вопросы и к работе родной таможни. Её ветеринарно-санитарные нормы почему-то отличаются от стандартов федерального Управления Россельхознадзора. «Что бы это значило?» - спросили производители у присутствующих чиновников. Вопрос повис в воздухе.

Сохранение собственного бренда на внешних рынках тоже оказалось делом не из лёгких.

«Приходя в какую-то страну, нужно сразу регистрировать бренд на свою продукцию, иначе вы его подарите конкурентам, - объяснил заместитель генерального директора ЗАО «Краснобор» Сергей Кокорев. - Особенно это относится к Китаю и Вьетнаму. Был случай, что каталог популярной фирмы попал на выставку, а через месяц её бренд зарегистрировала китайская компания. Много времени занимает аттестация предприятия в другой стране. Например, в Южной Корее на этот процесс уходит около двух лет. Это не считая того, что у себя в России мы должны аттестовать компанию по требованиям Россельхознадзора. Нередко представители иностранной стороны сами выезжают в Российскую Федерацию и перепроверяют всё на месте по своим стандартам...»

По данным РЭЦ, из 6 миллионов субъектов крупного, среднего и малого бизнеса России только чуть больше 25 тысяч компаний поставляют товары на экспорт. Осилит ли дорогу идущий?

Что дадут?

Председатель комитета Тульской области по предпринимательству и потребительскому рынку Вячеслав Романов: До 1 млн рублей мы готовы выделить на одно предприятие для участия в выставках продукции.

На организацию и поддержку сайта того или иного предприятия могут предложить до 150 тыс. руб. при 20% софинансирования со стороны предприятия.

До 300 тыс. руб. при вашем софинансировании в 20% дадут на сертификацию товара по международным стандартам. На экспортное сопровождение контрактов выделят до 150 тыс., но тут уже без участия предприятий. Такую же сумму, но с софинансированием могут дать на маркетинговые исследования. Правда, финансовую помощь в том или ином направлении получат не более 10 субъектов. Желающим надо спешить.


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Самое интересное в регионах
Роскачество

Актуальные вопросы

  1. Что будет на «Днях МГИМО в Тульской области»? Программа
  2. Что появится в Баташевском саду?
  3. Правда ли что туляк был водителем маршала Жукова?
  4. Куда делись скамейки из сквера, посвящённого 20-летию «АиФ в Туле»?
  5. Почему в тульских Баташах детскую площадку обнесли лентой?
  6. Кто выступит на «Дикой Мяте»? Дебютанты
Каким общественным транспортом вы чаще всего пользуетесь?