Евгений Марченко 1 100

Город едет, как повезут. Можно ли в Туле навести порядок с транспортом

Насколько предсказуемым должен быть городской коммерческий транспорт, есть ли у маршруток шанс угодить пассажирам и при этом не разориться, выяснял TULA.AIF.RU.

Кирилл Романов / АиФ

Маршрутка № 33 едет по проспекту Ленина. В городе - вечер трудового дня. Жара, которую все мы чаяли больше половины аномально холодного лета, наконец-то настала, причём столь же контрастно аномальная.

Набитая под завязку маршрутка останавливается на остановке «Стадион», граждане теснятся, чтобы в салон смогли пройти ещё несколько человек. Дверь с трудом закрывается, автомобиль трогается.

Поехали, когда захотели?

Только что вошедшая в салон пенсионерка начинает отповедь: «Ждала вас сорок минут. Сорок! Почему именно по 33-му вечером ходит так мало маршруток?»

Начинается перепалка, водитель в конце концов говорит: «Не нравится - пересаживайтесь на другую маршрутку».

Но женщина не хочет пересаживаться, ей надо понять - есть у маршруток  расписание или они ездят как придется?

Этот вопрос давно уже перешёл в разряд риторических, и волнует он далеко не только отдельно взятую разгневанную женщину. Действительно, куда удобнее было бы пользоваться общественным транспортом, ориентируясь не на непредсказуемость фортуны (приедет - не приедет, получится влезть в салон - не получится), а на расписание движения. Ведь блюдёт же его муниципальный общественный транспорт.

Фото: АиФ/ Кирилл Романов

Бывает, конечно, отклоняется от графика: непредвиденная пробка, авария, да мало ли что на дороге может приключиться. Но случаев такого «отклонения» - один на двадцать. В общем и целом с задачей быть пунктуальными водители автобусов, трамваев и троллейбусов справляются. А иные?

Ещё в декабре прошлого года управление городского транспорта и дорожного хозяйства тульской администрации в качестве приложений к свидетельствам на маршруты выдавало перевозчикам повременное расписание, которого, как предполагалось, следовало бы придерживаться. С тех пор минуло больше полугода. Консенсуса в этом вопросе до сих пор нет. «Как захотели, так и поехали». Конечно, не всегда так. Но довольно часто.

«Невыгодные» рейсы

Частично владельцев «газелей» и «пазиков» можно понять. Если не снижать количество рейсов ранним утром и поздним вечером, когда пассажиропоток резко сокращается, можно накатать километры, уходя в сугубый минус. Издержки на топливо и водительскую зарплату не покроет оплата за проезд двух-трёх человек, которых будет везти маршрутка с одного конца города на другой. Но также можно понять и этих редких «слишком поздних» или «слишком ранних» пассажиров, которые не обязаны задумываться о нерентабельности и издержках «невыгодных» для перевозчика рейсов. Им-то что? Им ехать надо. А кому-то даже срочно. И на издержки в виде оплаты такси они тоже не всегда бывают готовы. Но и здесь нельзя всё валить в одну кучу. Типовых случаев не бывает,и с каждой ситуацией надо разбираться отдельно.

«Коммерческий транспорт работает по другим принципам, иначе чем муниципальный, - утверждает президент Тульского регионального транспортного союза Вера Коротких. - Если автобус должен открывать двери абсолютно на каждой остановке, то маршрутка может загрузиться полностью и проехать до конечной, ни разу не притормозив. И зачем, спрашивается, использовать на маршруте 50 машин и делать 320 рейсов в воскресенье, когда люди просыпаются, как правило, позже - ведь на работу им не нужно? Или другой пример. Нам поставили в расписании 40 рейсов в 5.40 утра из посёлка Михалково. С интервалом в 4 минуты! Кто в это время там будет ездить? Существуют ведь два вида расписания - повременное и интервальное. Нам выдали повременное, хотя больше подошло бы второе».

Решать горожанам

«Со стороны перевозчиков поступали предложения о новом расписании, - рассказывает сотрудник управления по транспорту и дорожному хозяйству городской администрации Татьяна Соколова. - И работа по разработке нового единого расписания в настоящее время ведётся. Это позволило бы равномерно распределить транспортные потоки и избежать излишнего скопления транспорта на остановках».

Фото: АиФ/ Кирилл Романов

Накануне в городской администрации прошло совещание с представителями перевозчиков. Обсуждали именно этот - животрепещущий и аномально долго неразрешаемый - вопрос: какого расписания частным перевозчикам всё-таки стоит придерживаться?

Фото: АиФ/ Дмитрий Мулыгин

Глава городской администрации Евгений Авилов предложил простую, в общем-то, штуку: спросить у горожан, что для них удобнее всего.

«Во всех развитых городах люди могут подойти на остановку, посмотреть на электронное табло и выяснить, во сколько придёт интересующий их транспорт, - отмечает он. - Удалось же в Москве как-то наладить эту систему. Но давайте организуем публичное обсуждение этого вопроса и спросим у туляков, какое расписание им больше подходит - временное или интервальное. Если они выберут второе, оно таковым и будет».

К слову, с января 2017 года в Туле прошли 252 проверки  коммерческих перевозчиков. Проверяли соблюдение расписания. Как рассказывают в управлении по транспорту и дорожному хозяйству, улучшение ситуации наметилось лишь в июне и июле. Количество случаев несоблюдения расписания сократилось, соответственно, уменьшилось и число жалоб на телефон горячей линии администрации. Но нарушения по-прежнему продолжают фиксироваться - например, по маршрутам №37, 40к и 60. А вот движение коммерческого транспорта по маршрутам №63 и 55, напротив, стабилизировалось. Молодцы.

К чему стремиться

 Надо ли говорить, что перевозчики далеко не всегда согласны с тем, что их записывают в «штрафники». И часто возникают спорные ситуации, которых можно было бы избежать, если б все транспортники подключились к единой навигационно-информационной системе Тулы и обеспечили передачу информации с навигационного оборудования, установленного в транспорте.

Однако из 16 транспортных компаний, среди которых 11 городских и 5 пригородного направления, только 8 подключились к этой системе. При этом требование оборудовать транспорт системой спутниковой навигации, сопрягаемой с единым навигационно-информационным центром, прописано в Правилах транспортного обслуживания населения, утверждённых Тульской городской думой.

И, если уж на то пошло, не лишним будет напомнить, что вовсе не радужно обстоят дела в Туле с адаптацией городского транспорта для удобства пассажиров-инвалидов. Лишь 69% транспорта приспособлено для маломобильных граждан, в том числе перемещающихся в инвалидной коляске. Из этого количества 100% - это автобусы казённого предприятия «Тулгорэлектротранс» (176 единиц), 61% - троллейбусы (53 штуки) и 16% - трамваи (15 единиц). На этом всё. Непаханое, что называется, поле работы.

С тем, что коммерческие маршрутки не оснащены необходимым оборудованием для маломобильных граждан, согласна и президент Тульского регионального транспортного союза Вера Коротких. И в настоящее время перевозчики заняты подготовкой дорожной карты по адаптации своего транспорта. Сделать это они должны будут до 1 сентября. Впрочем, это уже совсем другая история.

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (1)
  1. тетя-мотя
    |
    16:44
    08.08.2017
    0
    +
    -
    Самое неприятное для меня это отсутствие валидаторов в маршрутках и невозможность ездить в них по карте. Необходимость готовить мелочь, ждать сдачу, не только неудобно, это замедляет посадку. А то, что водитель вынужден вести расчеты с пассажирами на ходу, еще и ставит под угрозу жизнь пассажиров, так как водитель вынужден отвлекаться от управления автомобилем. Когда же наконец???
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Какая погода ждет жителей Тульской области с 14 по 20 августа?
  2. Как питаться во время Успенского поста с 14 по 28 августа?
  3. Как в Туле будут ходить трамваи с 29 июля по 30 сентября?
  4. На каких улицах Тулы изменятся правила остановки и стоянки машин?
  5. Где в Туле можно купаться в 2017 году?
  6. По каким телефонам звонить в аварийных случаях в Туле?
Самое интересное в регионах

Каким общественным транспортом вы чаще всего пользуетесь?