Алексей Мурат 0 73

Судные дни. Бывший начальник УСД о тульском правосудии

В 2018 году исполняется 20 лет с тех пор, как российские суды сделали ещё один шаг в обретении независимости.

Как тульское правосудие становилось эффективнее, мы говорим с Виктором Беспаловым – первым руководителем управления судебного департамента по Тульской области.

С нуля

Алексей Мурат, «АиФ в Туле»​: Виктор Павлович, 20 лет назад был принят Федеральный закон «О Судебном департаменте при Верховном суде РФ». Спустя несколько месяцев в регионе создали УСД…

Фото: Из личного архива

Виктор Беспалов: В законе, который вы упомянули, сказано про мероприятия кадрового, финансового, материально-технического и правового обеспечения. До поступления в институт я окончил школу милиции в Калининграде по линии ОБХСС и, работая в следствии 20 лет, часто вёл экономические дела. По долгу службы много приходилось контактировать с судьями - районных судов, областного суда. Мы друг друга хорошо знали.

Из милиции по выслуге уже пора было уходить, в органах правопорядка к тому время, думаю, я реализовался в полной мере.

И тут от областного суда поступило предложение организовать и наладить работу вновь создаваемого Управления судебного департамента по Тульской области. До тех пор обеспечением деятельности судов занимался отдел юстиции облисполкома, а потом - управление соответствующего федерального министерства. Но к тому времени в Конституции РФ уже был закреплён принцип разделения властей, а здесь он фактически нарушался. То есть судебная власть - независима, но всё, что было связано с подбором кадров на должность судей, ведением судебной статистики, финансированием судов, ремонтом и эксплуатацией зданий и сооружений, материально-техническим и транспортным обслуживанием, решалось властью исполнительной.

Это было неправильно. Поэтому Верховный суд и Совет судей России добивались того, чтобы в стране появился орган, который занимался бы этими вопросами, без вмешательства исполнительной власти и под контролем Совета судей. Минюст, конечно, эту инициативу встретил без энтузиазма, но в итоге в январе 1998 года документ был принят.

Суд в кладовке

- Этот 1998 год многим памятен до сих пор…

- Да, тогда произошёл дефолт. Но даже безотносительно к этому, за девяностые годы вся страна основательно поиздержалась, и судебная система не была исключением. Доходило до того, что в судах висели объявления: «Граждане истцы! Вместе с исковыми заявлениями приносите конверты». не

Не хватало обыкновенной бумаги, не говоря уже о компьютерах и даже пишущих машинках!

После упразднения КПСС по указу президента помещения райкомов, горкомов, обкомов партии должны были передаваться судам - там, где они нуждались в этом. И если в целом по стране порядка 55% судов сумели решить «квартирный» вопрос таким образом, то в Тульской области - только с десяток судов могли этим похвастаться. Поэтому в кабинетах порой ютились по 2-3 судьи.

В Новомосковске суд в полуподвальных помещениях размещался, в Одоеве даже кладовку какого-то старого купеческого дома приспосабливать пришлось, Ленинский райсуд в бараке находился. Не хватало залов судебных заседаний. Поэтому суд на совещание в реальности никуда не удалялся. Правосудие отправляли прямо в кабинете судьи. Конвой выводил подсудимого, потом выходили адвокат, прокурор, судья писал приговор и приглашал всех обратно на оглашение.

- Тяжёлое наследство вам досталось…

- Не то слово! Начинать приходилось с самых насущных вопросов - при весьма ограниченном финансировании, а по некоторым статьям расходов - при его полном отсутствии. И собственный коллектив при этом нужно было сформировать, и разместить людей где-то. Сразу решил тогда: костяк сотрудников должны составить люди, хорошо знакомые с этой работой ещё по управлению юстиции. Заместителем у меня стал Вячеслав Викторович Воложанцев, он с 2011 года возглавляет Управление судебного департамента после моего ухода на пенсию. Главным бухгалтером стала Нина Константиновна Власова, опытнейший финансист, досконально знавшая и судебную систему, и судей. Были и те, кого я пригласил из УВД. Быстро сложился хороший, дееспособный коллектив, что, разумеется, помогло в решении стоявших перед нами задач.

В 1998 году 147 судей было по штату, по факту 120, на них было 48 допотопных компьютеров, которые фактически работали как печатные машинки. Доступ к правовым базам появился позднее, этим тоже мы занимались.

От конвертов до новоселья

- Конвертами тоже вы занимались?

- И конвертами тоже. Вышел на одну типографию в Привокзальном районе, сошлись на приемлемой цене. И получалось в два раза дешевле закупать немаркированные конверты, а потом уже клеить на них почтовые марки. Эту идею у меня и прокуратура тогда позаимствовала. Словом, выкручивались, как могли.

- С помещениями для судов, наверное, посложнее пришлось?

- Посложнее, и не так быстро. Ближе к «нулевым» годам пошло увеличение штатной численности судей, проблема даже обострилась. Отправил заместителя в архив - уточнить, какой метраж занимали обком, горкомы и райкомы, то есть на что могли по указу президента претендовать суды. Кстати, даже в здании областной администрации 7900 квадратных метров было в своё время построено за счёт партийных денег. Поэтому пришлось вести тяжёлые переговоры с руководителями области, городов, районов. Были и судебные иски. Например, в здании администрации самого большого района - Пролетарского - нам удалось отсудить около 300 кв. метров, но этого было катастрофически мало, и ещё одно здание на ул. Доктора Гумилевской пришлось покупать под нужды суда. Потом создали прецедент - 1200 метров отсудили через арбитраж в пользу Привокзального райсуда. После этого процесс передачи помещений другим судам пошёл активнее. В Новомосковске в зачёт бывших партийных площадей здание школы нам отдали под суд, в Ленинском районе - старый Дом культуры, а мы им - старое здание суда и ещё какие-то федеральные объекты. Всё это требовало ремонта, но Судебный департамент в Москве пошёл нам навстречу, выделив деньги.

Центральный райсуд располагался в крохотном для него здании на ул. Менделеевской. Тесно было.

Решили купить заводоуправление завода имени Ленина «Тулаугля», но было непросто. Покупали помещения через торги, появился конкурент - сомнительная фирма, зарегистрированная на островах Британской Вирджинии, пришлось постараться, чтобы выиграть. Сегодня все суды в Тульской области обеспечены надлежащими помещениями.

Мировая история

- Виктор Павлович, практически одновременно с этими вопросами, начиная с 1999 года, вам пришлось решать вопросы и мировой юстиции…

- Представители нашего управления вошли в состав рабочей группы по подготовке проекта закона «О мировых судьях в Тульской области». С депутатами областной думы пришлось работать, когда не все из них понимали необходимость создания мировой юстиции. Но все эти сомнения мы тогда благополучно сняли. Летом 2000 года закон приняли. Позднее всю территорию области законодательно разделили на 79 участков мировых судей. К полномочиям Управления Судебного департамента, как федерального органа, была отнесена выплата зарплаты мировым судьям, кадровое обеспечение. За регионами закрепили полномочия по их материально-техническому обеспечению и зарплатам помощников судей и секретарей судебных заседаний. И, честно говоря, областные власти были не в восторге от необходимости решать эти вопросы, особенно сложно дела обстояли с помещениями. И нам то и дело приходилось напоминать о необходимости заниматься всем этим. Постепенно остроту проблем сняли.

- В вашу бытность начальником УСД состоялось несколько международных контактов. Расскажите об этом поподробнее.

- Ещё по линии милиции в своё время мы летали в Калифорнию под Лос-Анджелес, жили там в семьях американских полицейских, знакомились с их работой, а позднее, когда я уже перешёл в департамент, они прилетали сюда. Несмотря на уход из милиции, я принимал коллегу из США, у которого жил, тоже у себя дома. Так что с его стороны визит получился почти личный.

Признанием того, что мировая юстиция у нас состоялась, было проведение в 2005 году семинара по линии Совета Европы в Тульской области.

Итальянцы, помню, были, англичане, кто-то ещё. В Великобритании, например, мировые судьи - люди не профессиональные, призываемые на определённый срок для отправления правосудия из народа. И у нас тогда завязалась дискуссия, кто более независим. Где гарантия, что у непрофессионального судьи не возникнет конфликта интересов при наличии у него, скажем, собственного бизнеса?

- На ваш взгляд, ожидания, связанные с введением института мировых судей в России вообще, и в Тульской области в частности, оправдались?

- Мировая юстиция - очень полезное дело. До её появления по 3-4-5 лет дела рассматривались в федеральных судах!

Мы даже «экскурсию» судьям в СИЗО проводили, где заключённые под стражу до вынесения приговора по очереди в три смены вынуждены были спать!
А когда начали работу мировые судьи, большую часть относительно мелких дел они взяли на себя, разгрузили федералов. Сегодня можно констатировать, что и эта работа в Тульской области налажена.

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Кто может стать участником «Бессмертного полка»?
  2. Как будут работать отделения почты в Тульской области на майские праздники?
  3. В каких точках можно присоединиться к «Бессмертному полку» в Туле?
  4. Как и где можно изготовить портрет для «Бессмертного полка» в Туле?
  5. Какая погода будет в Тульской области с 23 по 29 апреля?
  6. Как будет ходить общественный транспорт 1 мая в Туле?
  7. Что будет в индустриальном кластере «Октава» в Туле?
  8. Почему в Центральном парке Тулы вырубают деревья?
  9. Какие аварийные дома подлежат отселению в этом году в Туле? Список адресов
  10. Как увеличится плата за коммунальные услуги в Тульской области с 1 июля?
Самое интересное в регионах