Дмитрий Борисов 0 73

Ловкость рук и именитый предок. Как извлечь музыку из воздуха

В этом году исполняется 100 лет с тех пор, как специалист по радиотехнике Физико-технического института в Петрограде Лев Термен создал инструмент, наречённый его именем – терменвокс. Как устроен этот инструмент, разбирался TULA.AIF.RU.

Терменвокс стирает грань между звуком и человеком.
Терменвокс стирает грань между звуком и человеком. © / Петр Термен / Из личного архива

Терменвокс стал не только настоящим ноу-хау для своего времени, войдя в историю как один из самых ранних электромузыкальных инструментов, но и не растерял в течение века интереса к себе, привлекая как академических музыкантов, так и ломающих каноны экспериментаторов-авангардистов – как настоящего, так и прошлого. И сегодня уже правнук создателя терменвокса – Пётр Термен – в тульском культурном центре «Типография» представляет публике не менее удивлённой, чем век назад, творение своего знаменитого предка.

Фото из семейного архива Терменов. Пётр Термен и его знаменитый прадедушка.
Фото из семейного архива Терменов. Пётр Термен и его знаменитый прадедушка

Музыка сфер

Упрощённо говоря, терменвокс представляет собой генератор электрических колебаний. У инструмента две антенны. Одна из них регулирует высоту звука, другая – его громкость. Чем ближе правая рука к вертикальной антенне, тем звук выше. Чем ниже левая рука к горизонтальной – тем тише. Левая рука поднимается – звук нарастает. Правая тем временем изящным жестом как бы «выписывает» мелодию. Игра на терменвоксе выглядит зрелищно. Исполнитель руками выделывает в воздухе «загогулины», похожие на динамично сменяющие друг друга йогические мудры. Ни струн, ни клавиш. А музыка, тем не менее, звучит – просто из пространства.

Надо ли говорить, какое впечатление оказал такой «гаджет» на обывателя первой половины прошлого века, которому система Wi-Fi и датчики движения, включающие свет в подъезде по мановению руки, не могли привидеться и во сне, пусть даже самом вещем?

Ленин руку приложил

В 1920 году Лев Термен сыграл первый концерт с использованием терменвокса, а также продемонстрировал своё изобретение в Москве на выставке, посвящённой плану электрификации страны. В 1922 году состоялась встреча Владимира Ленина и Льва Термена, обеспечившая последнему плотный гастрольный график на ближайшие несколько лет. Лев Сергеевич сыграл для вождя несколько мелодий, после чего Владимир Ильич решил попробовать сам помузицировать – и, как гласит легенда, руками Ленина, направляемыми Львом Терменом, в воздухе был сыгран «Жаворонок» Глинки.

Ленин резюмировал: то, что такой инструмент создан не где-нибудь, а в советской России, есть не какое-нибудь, а архиважное событие. Поэтому последующие несколько лет в рамках пропаганды электрификации Лев Термен посетил более 150 городов и сёл, демонстрируя абсолютно новый инструмент населению, грезящему наступлением совершенно иной жизни.

К слову, символическое значение появления терменвокса именно в свете революционных перемен видел, например, и композитор Арсений Авраамов, яркий авангардист и экспериментатор 20-х годов, прославившийся, среди прочего, своей петицией к Луначарскому о том, что нужно сжигать рояли. С его точки зрения, фортепиано было буржуазным пережитком не только как символ сброшенных с корабля истории салонных собраний, но и как инструмент, ограничивающий потенциал звукоизвлечения. Терменвокс же, с его возможностью сыграть практически любые доли тона, был самым, что ни на есть, подходящим инструментом для человека, готовящегося к открытию доселе невиданных горизонтов светлого коммунистического завтра.

Фото: из личного архива Петра Термена

Шестиструнная экзотика

«Для Льва Сергеевича важным было то, что терменвокс стирает грань между звуком и человеком, - рассказывает правнук изобретателя. – По сути, любое движение исполнителя превращается в звук».

Как говорит Пётр Термен, для него знакомство с инструментом началось, разумеется, ещё с раннего детства. Но впервые он начал учиться играть на терменвоксе относительно поздно, примерно семь лет назад. То есть, в возрасте около 19 лет.

«Когда я был совсем маленьким, моя бабушка Наталья Львовна и мой прадед Лев Сергеевич активно гастролировали в разных странах, - рассказывает Пётр. – Поэтому у нас дома занятия на терменвоксе проходили довольно часто. Терменвокс и рояль для меня были самыми «естественными» музыкальными инструментами. Никогда не забуду, как я впервые взял в руки гитару. Она тогда мне показалась невероятно диковинным инструментом. Настоящей экзотикой».

Кстати
Терменвокс очень популярен в Японии. Однако там распространён несколько модернизированный вариант инструмента, созданный японским мастером Масами Такеучи. Инструмент называется матремин. Он представляет собой терменвокс, спрятанный в корпус матрёшки. Частота звука изменяется при удалении и приближении руки музыканта к матремине. Японцы собирают огромные ансамбли исполнителей на этом музыкальном инструменте – более 200 человек.

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Что известно о метеорите, который видели жители Тульской области?
  2. Правда ли, что в Тулу приезжал лидер «Справедливой России» Сергей Миронов?
  3. Как сделать перерасчет при отключении горячей воды?
  4. Что делать, если ребенок получил травму на батуте?
  5. Как правильно выбирать клубнику на рынке и в супермаркете?
  6. Как увеличится плата за коммунальные услуги в Тульской области с 1 июля?
Самое интересное в регионах