Ольга Свирцова 0 145

«Вселенная Франкенштейна»: в Ясной Поляне показали лондонский спектакль

На выходных яснополянские зрители после путешествия сквозь время и пространство на лекции Виктора Сонькина перенеслись в Великобританию, в Королевский национальный театр, где они увидели, пожалуй, самую яркую адаптацию знаменитого «Франкенштейна»

Юлия СИНЮТИНА / АиФ-Тула

Сюжет книги Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей» уже давно покинул страничные пределы и живёт своей жизнью. Первый фильм о Викторе Франкенштейне и его создании был снят в 1910, но наиболее известна картина Джеймса Уэйла 1931 года. Шелли, сама того не подозревая, дала толчок к стихийному созданию целой «Вселенной Франкенштейна».

Бесконечные телефильмы, самые невероятные интерпретации. К примеру, «Молодой Франкенштейн» Мэла Брукса 1974 года повествует не о самом докторе, а о его внуке, нашедшем книгу с экспериментами деда. А во французском «Франкенштейне-90» 1984 года, ученый Виктор Лафари производит на свет искусственного человека с микрочипом вместо мозга, и сам влюбляется в созданную для своего первого детища подружку.

Экранизация 1994 с Робертом де Ниро в роли «создания» наиболее близка к оригинальному произведению и признана кинокритиками самой страшной из киноверсий. Маркус Ниспель, видимо, решив претендовать на это звание, снял в 2004 «Нового Франкенштейна» как буквальный фильм ужасов. 21 век, Виктор освоил генетическое программирование организма, сейчас ему 200 лет, его фамилия Гелиос, а живёт он в Новом Орлеане.

Непревзойдённый Тим Бёртон тоже не обошел стороной знаменитый бродячий сюжет. Аллюзии на него есть в «Эдварде руки-ножницы», а сама история узнается в полюбившемся зрителю «Франкевини» 2012 года. При этом короткометражку с идентичным названием Бёртон снял уже в 1984.

Нашумевший в этом году «Я, Франкенштейн» Стюарта Битти дает чудовищу имя. Создание в одной из знаковых сцен произносит: «Я – Франкенштейн». Это полностью меняет исходную идею книги, но так как фильм снят по графическому роману Кевина Гревье, претензии ему предъявить трудно.

Показанная в Ясной Поляне постановка режиссера Дэнни Бойла, создателя культовой ленты 90-х «На игле» и оскароносного «Миллионера из трущоб», несмотря на все особенности сценического жанра, максимально близка к книжному источнику. Правда, за смерть юного Вильяма служанку в постановке не судят, и отсутствует персонаж друга Виктора Генри. Но канва произведения автором адаптации Ником Диаром сохранена, детали отчеканены предельно чётко, а характеры, нам кажется, и вовсе ярче и выразительнее книжных.

Зал полон. Фото: АиФ-Тула / Юлия СИНЮТИНА

Главных героев, Виктора и его создание, актеры Бенедикт Камбербэтч и Джонни Ли Миллер играют на сцене попеременно. В прошлом году в ДК Ясной Поляны показывали вариант с Камбербэтчем в роли доктора, в этот раз роль Франкенштейна исполнял Ли Миллер, отсюда и имя в названии.

Бенедикт Камбербэтч, британский актер, известен по фильму «Стартрек: Возмездие» и биографическому триллеру «Пятая власть», а Джонни Ли Миллер – по кинолентам «Игра» и «Хакеры». Интересно: оба актера играли роли Шерлока Холмса. Камбербэтч – в телефильме ВВС «Шерлок», а Ли Миллер – в сериале «Элементарно».

Зал ДК Ясной Поляны полон. Среди зрителей превалирует молодое поколение.

Действие пьесы начинается с длительной, богатой на эмоции и движения сцены. Мы видим деревянную конструкцию, на которую натянута кожа. Это формирует круг – условное чрево, из которого у нас на глазах появляется детище доктора Франкенштейна. Звук все громче и громче бьющегося сердца сопровождает приход в свет этого чудовища. Гримм на Камбербэтче потрясающий: когда он, обнаженный, в конвульсиях неестественного рождения касается себя руками там, где проходят швы как бы соединенной создателем кожи разных мертвецов, становится физически больно, и твое сердце замирает где-то в пятках.

Все это происходит под звёздным небом ламп: они рассыпаны над местом действия. От их резких вспышек освещает весь зал – и зал Королевского театра, и зал яснополянского Дома Культуры.

Герой не понимает, что он такое. Новорожденный взрослый испытывает ужас – зритель вместе с ним. Существо пытается вернуться внутрь того, откуда оно «родилось», но обратного пути уже нет.

Чудовище припадает к траве – чувствует это прекрасное, но от незнания пытается ее есть. Фото: АиФ-Тула / Юлия СИНЮТИНА

Решающий эпизод: появляется Виктор Франкенштейн и в ужасе бежит – отвергает свое создание, и ему, безымянному, остается скитаться в одиночестве.

Ему встречается поезд. Эта сцена будто отображает хаос, создает образ «адского» мира. Замедленное действие постепенно набирает скорость и выливается во всеобщее пение. Затем люди замечают чудовище: он спасает от домогательств заплатившего за услуги мужчины блудницу Гретель. Мужчина бежит в испуге, Гретель тоже. Ее крики привлекают остальных: они прогоняют создание, бьют его. Хотя любой из них пока безобразнее внутри, чем наш ужасный новорожденный.

Он еще невинен, хотя в нем изначально заложен грех: он был создан против воли божьей и по определению не имеет души. Но поэтому и греха на нем быть не может: все злодейства, что он совершит, по сути, на совести Франкенштейна.

Пока он чувствует красоту мира: идет навстречу восходу, сбрасывает с себя накидку, и предстает перед миром природы таким, какой он есть. Вокруг стремительно взлетают птицы, начинает идти дождь, играет великолепная музыка. Чудовище припадает к траве – чувствует это прекрасное, но от незнания пытается ее есть.

Этой ночью мы вместе с ним присутствуем при разговоре двух готовящихся к трапезе бродяг. Огонь под котелком – живой, прямо из специального люка на площадке. «Людям нужен хлеб», – говорит в своем рассуждении один из них. Невольно вспомнился этот же мотив из «Братьев Карамазовых». Иван Карамазов, излагая свой замысел поэмы о Великом инквизиторе, утверждает, что человеку не нужна свобода: «Лучше поработите нас, но накормите нас», – скажут люди.

Первые слова, которые создание говорит поделившемуся с ним едой и знаниями мужчине: «Убирайся, проваливай!». Фото: АиФ-Тула / Юлия СИНЮТИНА

Бедняки пугаются создание науки и убегают, оставив котелок с крольчатиной. У обреченного на гибель чудовища здесь остро проявляется желание жить: не умеючи держать ложку, он пытается накормись себя с нее. Наевшись, засыпает. Возвращаются бездомные и с побоями прогоняют его.

На сцену сверху опускается дом – конструкция на тросах. Здесь живет семья слепого старика, который обучит нашего героя читать и писать. Первые слова, которые создание говорит поделившемуся с ним едой и знаниями мужчине: «Убирайся, проваливай!» – это то, что он чаще всего слышал. Наш герой очень способный, впитывает в себя знания с бешеной скоростью, и вскоре при луне читает наизусть Мильтона. Но трагедия разведет их пути.

Жестокость продолжает путь чудовища, убийства становятся для него средством мести и вызова. Он понимает, что творит, но мы помним, что в нем нет души.

Он ищет любви. Ему снится сон, где он видит идиллию с подобной ему. Тогда он решает требовать от своего создателя, чтобы тот сделал для него невесту. Он встречает маленького брата Виктора Вильяма, ищет с ним дружбы, но потом использует его как способ привлечения Франкенштейна.

Доктор во всем винит свой «неудачный эксперимент», но виноват он сам: создав человека против воли бога, он обрек на наказание в первую очередь себя и близких. «Это твой мир, Франкенштейн!» – кричит ему в остервенении «дитя» науки, которому «отец» даже имени не дал. Виктор обещает создать для него жену совершенную, не похожую на его первую работу, взамен того, что чудище навсегда покинет эти места и о нем более не услышат. Этот договор они скрепляют «фаустовским» рукопожатием. Но такая сделка априори недействительна: у создания души нет, а ученый лишился ее, дерзнув изменить естественный ход событий.

Виктор обещает создать для своего творения жену совершенную, не похожую на его первую работу, Фото: АиФ-Тула / Юлия СИНЮТИНА

У Виктора есть невеста Элизабет, на которой он обещает жениться уже больше пяти лет. Она терпеливо ждет и пытается спасти Франкенштейна: хочет отговорить его от поездки на остров, даже не зная цели, с которой он туда направляется.

На острове за работой Виктору снится умерший брат. Уста мальчика произносят знаковую фразу: «Искра жизни – от бога». Он заставляет доктора задуматься о возможности продолжения рода его созданий и о том, будут ли они ему повиноваться. Эти мысли поколебали уверенность ученого в правильности создания второго «живого мертвеца».

Когда чудовище пришло за своей женщиной, Виктор высказал свои сомнения: «А если она не согласится на условия, которые были до того, как она была создана?» Тогда первое детище ученого приходит в ярость, и Франкенштейну приходится попытаться оживить ее. Но ничего не выходит. Тогда создание обещает отомстить Виктору.

Фото: АиФ-Тула / Юлия СИНЮТИНА

Главный вопрос задает Виктору Элизабет, когда он рассказал ей о своей работе и угрожающей опасности. «Зачем?» – спрашивает девушка. И по горделивому ответу мы видим, что Франкенштейн по-прежнему внутренне мертв.

Возродится он или нет? Вы узнаете, только посмотрев постановку, потому что итог истории с книгой разнится. А посмотреть определенно стоит, потому что это переложение сюжета и идеи, мы почти уверены, превзошло оригинал. К тому же все актеры совершенны в своих ролях, а организация сцены великолепная: трава, огонь и птицы настоящие, луна и солнце изображены почти натурально, замечательнейшая конструкция поезда, движущегося по рельсам, свет организует на сцене сразу несколько игровых пространств, по задумке далеких друг от друга. Грим, костюмы, даже цветовая гамма каждой сцены – все совершенно. По окончании просмотра невольно хотелось аплодировать вместе со зрителями Королевского национального театра.

Зрители Ясной Поляны еще долго и бурно обсуждали в фойе увиденное. Еще бы. Спектакль был назван The Times «театральной сенсацией». К сожалению, мы не нашли этой работы в открытом доступе в Интернете, поэтому просим руководство ДК Ясной Поляны повторить эту феерию в следующем году.

Напомним, что показ проходил в рамках Театрального сезона, который продлится до января 2015 года. В ДК «Ясная Поляна» нас еще ожидают киноверсии спектаклей «Макбет» (16 ноября), «Медея» (23 ноября), «Матисс» (6 декабря), «Сон в летнюю ночь» (13 декабря), «Севильский цирюльник» (4 января), и «Баядерка» (10 января).

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Что может появиться на набережной Упы в Туле?
  2. Что включено в карту туриста в Тульской области?
  3. Какая погода будет в Тульской области с 13 по 19 ноября?
  4. Что грозит тулякам за отсутствие знака «Шипы» на автомобиле?
  5. Когда начнется Рождественский пост в 2017 году?
  6. Как изменились правила кругового движения в Туле?
  7. Как оформить ДТП без участия сотрудников ГИБДД?
  8. Когда нужно менять летнюю резину на зимнюю?
  9. По какому графику работают поликлиники в Тульской области?
  10. По каким телефонам звонить в аварийных случаях в Туле?
Самое интересное в регионах